• A-
    A+
  • Людям із порушенням зору
  • English
Пошук
Шукати на порталі
або
серед нормативних актів

У нас с капитанами разные видения на жизнь - интервью с главой Морской администрации

Опубліковано 23 квітня 2019 року, 14:50

Дмитрий Петренко о своем назначении на должность руководителя  Морской администрации, о том, когда разрешится вопрос с двоевластием  капитанов в портах и во сколько налогоплательщикам обходится  существование нового ведомства.  

Государственная служба морского и  речного транспорта Украины или, как ее еще называют, Морская  администрация (МА) начала работу чуть менее года назад. Уже изначально  стало понятно, что полномочий у нового органа оказалось значительно  больше, чем ожидал рынок - Положение о МА позволяет вести не только  административную, но и хозяйственную деятельность, а по отдельным  направлениям практически перекрывать даже функционал профильного  департамента в МИУ.

Руководитель Морской администрации,  Дмитрий Петренко, убеждает, что занимался созданием ведомства с самого  начала - от поиска помещения до изменений в нормативную базу. К слову о  помещении, дверь в приемную руководителя - с магнитным замком, сам  кабинет опечатывается. В приемной говорят, что магнитный замок нужен,  чтобы людей было меньше… Пока мы ожидаем, в дверь звонят несколько раз.

"И так весь день", - говорит мужчина, больше похожий на охранника, чем на офисного сотрудника.

Дмитрий Петренко утверждает, что его  двери для всех открыты и это меры безопасности для сохранности  документов и печати. Когда в середине интервью из смежного кабинета  входит его заместитель, Дмитрий ухмыляется: "Вот видите, я же говорил, что мои двери открыты".

В интервью ЦТС он рассказал о том,  когда разрешится вопрос с двоевластием капитанов в портах, во сколько  налогоплательщикам обходится существование МА и будут ли новые сервисные  центры принудительным или все же добровольными?

Появление Морской Администрации

Кто именно выступил инициатором создания Морской администрации? 

Было несколько попыток создать МА. В том  числе в 2011 году. Она просуществовала на бумаге в течение года и  дальше этого ничего не двинулось. В 2017 году в Украине было  запланировано проведение аудита ІМО, одним из требований которого было  создание такого органа.

Кабмин 17 января 2018 года опубликовал  постановление №1095 "Об образовании Государственной службы морского и  речного транспорта Украины". Ведомство после завершения организационных  мероприятий, фактически, начало работу с 22 августа прошлого года.

Вас назначали по конкурсу? 

На этапе создания службы кто-то должен  был заниматься регистрацией органа, поиском помещения, набором  персонала, изменениями в нормативную базу и т.д. Распоряжением Кабмина  на меня временно были возложены обязанности главы МА на время ее  создания, и был объявлен конкурс, по результатам которого я был  определен победителем.

Что вам позволило обойти конкурентов, как думаете? 

Я затрудняюсь ответить. Это вопрос,  наверное, к конкурсной комиссии. Думаю, что ставка, в первую очередь,  была на то, чтобы человек не имел отношения к политике, не работал в  старых структурах и, естественно, имел профильное образование.

До появления МА необходимость  создания такого органа объяснялась требованиями МИУ, бизнес успокаивали  тем, что это не будет еще одно министерство, что у МА будет только  несколько административных функций… Но сегодня ясно, что это не совсем  так… 

МА, как центральный орган исполнительной  власти, осуществляет полномочия и выполняет функции по реализации  государственной политики в определенной сфере со дня вступления в силу  соответствующего акта Кабмина.

На рынке говорят, что все  документы для обеспечения работы МА двигаются с очень большой скоростью,  не в пример другим органам. В чем секрет?

Наверное, потому что у нас новая молодая команда… МА создана с "чистого листа" …

Если какое-то ваше решение не  проходит (например, заблокировал орган власти или против публично  выступили бизнес-ассоциации), что вы делаете дальше - отступаете,  услышав мнение рынка, или все равно добиваетесь своего решения?

Если это разумно и необходимо для  отрасли, я всегда иду в соответствующие ассоциации (ЕBА и АСС),  абсолютно открыт к общению, стараюсь объяснить, почему это важно. Это  главный приоритет в работе моей и всей нашей команды.

Как сказал Овидий - результат оправдывает действие…


Капитания 

Опытные капитаны ополчились  против вас. И не столько из-за перераспределения функций, сколько из-за  вашего обидного поста об их чистоплотности. Скажите, их мнение важно для  вас или нет?

Важно. Более того, я предлагал им  создать совет, пытался всячески с ними работать, но у нас разные видения  на жизнь. Они пытаются сделать так, чтобы реформы не двигались, они не  хотят реформироваться. Но государство поменялось.

Сейчас на борт поднимаются два капитана - АМПУ и МА. Сколько это еще продлится? 

Я думаю, что недолго. В ближайшее время  будет принята новая редакция Приказа №190 "Об утверждении положения о  капитане морского порта и службе капитана морского порта", который  окончательно приведет в норму законодательство и расставит все точки над  "і".

Представители МА говорят  агентам, что довыставят счет за то, что поднимаются на борт, после  получения законных оснований для этого. А на каком основании такой счет  может быть выставлен?

Указанная информация не соответствует  действительности. Капитаны морских портов МА выполняют свои функции в  соответствии с законодательством и никаких довыставлений счетов нет и не  будет.

Зачем вам нужна была спешка с  назначением капитанов? Почему вы пытаетесь изменить Положение, чтобы  ситуация с двумя капитанами разрешилась, а потом изменения в закон, и  после снова изменения в Положение? 

Никаких изменений в законы вносить не  нужно. Изменения нужно внести только в Положение о капитане морского  порта и службе капитана морского порта, утвержденное приказом  Мининфраструктуры № 190. Но, в целом, для работы МА никаких изменений в  законодательство не нужно. Мы уже полностью работаем в правовом поле и  суды доказывают, что наша правовая позиция правильная.

Но глобально мы понимаем, что многие  нормы устарели. Мы готовы к тому, чтобы вместе с МИУ разработать новую  редакцию Кодекса торгового мореплавания. Этот закон пришел к нам еще из  Советского Союза и морально устарел.


После принятия изменений в Положение о капитане морского порта, "старых капитанов" уволят и вопрос будет решен.


Вы согласны с тем, что из-за  того, что на борт поднимаются два капитана, Украина крайне неприлично  выглядит в глазах мирового сообщества и вообще возникла неразрешимая  путаница в отрасли?

Любая реформа подразумевает под собой  переходные периоды, поэтому нет ничего страшного. Например, в Украине  сейчас две пары разных экологов поднимаются на борт, потому что идет  передача от старых к новым…  Это нормальная практика… Тем более, что  после принятия изменений в Положение о капитане морского порта, "старых  капитанов" уволят и вопрос будет решен.

Проинформирована ли ІМО о ситуации с двумя капитанами в Украине?

Еще нет… ІМО не информируется по таким  вопросам, потому что это внутригосударственное реформы.  Единственная  вещь, по которой должна отчитываться Украина перед ІМО, - это выполнение  норм международных конвенций.

Почему Владимир Омелян не подписывает приказ об увольнении капитанов портов?

Основания для увольнения у МИУ появятся после принятия Приказа №190.

Если бы вы были министром, как бы вы решили вопрос двоевластия капитанов?

Я не хочу предполагать таких вариантов…  Каждый находится на своем месте. Могу сказать, что многие вещи, которые  сейчас происходят, не были бы реализованы без поддержки МИУ.


Наши капитаны  получают около 25 тыс. грн после выплаты всех налогов. Много это или  мало? Мне кажется, что на региональном уровне - это вполне приемлемая  зарплата.


Какую вы установили зарплату капитанам МА? Сколько получают капитаны АМПУ? Сколько зарабатывает капитан, который ходит в море? 

Наши капитаны получают около 25 тыс. грн  после выплаты всех налогов. Много это или мало? Мне кажется, что на  региональном уровне - это вполне приемлемая зарплата для человека,  который по тем или иным причинам больше не может или не хочет продолжать  работать в море. Но сравнивать зарплату капитана в море и на берегу  невозможно. Да, там суммы в разы больше, но в море другие риски,  колоссальное напряжение и стресс. Капитаны АМПУ зарабатывали чуть  меньше. Но была неравная ситуация. Капитаны в Одессе и Черноморске могли  зарабатывать 50 тыс. грн, а то и больше, а капитан в Усть-Дунайске не  имел даже нормальных условий работы.

Недавно вы публично заявили в  Американской торговой палате, что хотите провести расследование  относительно доходов капитанов. Каким образом вы это сделаете?

Это не я хочу… Это должны проверить компетентные органы - как капитаны заработали свое состояние.

Моряки

Вы говорили, что в тренажерных центрах будет установлено видеонаблюдение. Сделано ли это? 

Когда хочешь что-то внедрить,  сталкиваешься с большим сопротивлением. Они не хотят, чтобы их  контролировали, потому что, будем откровенны, уровень обучения хромает.  Есть тренажерные центры, которые уже перестраиваются и начинают  понимать, что нет альтернативы кроме как обучения. А есть центры,  которые выдают "пластик". Процесс видеонаблюдения еще не внедрен, мы над  этим в данное время работаем.

Надеюсь, что вскоре мы поменяем  законодательство и уберем возможность продавать "пластик". Хотим сделать  так, чтобы обучение и экзамены проходили в режиме реального времени и с  видеофиксацией.

Раньше центров переподготовки  плавсостава было около 20. С появлением МА их сегодня всего лишь 3.  Почему произошло такое резкое сокращение?

Для того, чтобы не входить в инсинуации,  давайте откроем сайт Морской администрации и посмотрим… Центров,  которые имеют сертификаты, сегодня 49, год-два назад их было может быть  50-60.

Если мы видим, что у центра нет  необходимого материально-технического обеспечения, оборудования, которое  соответствует техническим требованиям, квалифицированного кадрового  состава, которое смогло бы дать возможность морякам получать необходимые  знания, которые соответствуют Конвенции и другим международным  требованиям, МА не выдается Протокол на соответствие.  


Стоимость услуг выросла, но это хозяйственная деятельность и мы к ней никакого отношения не имеем.


Стоимость услуг центров  переподготовки выросла в несколько раз. В соцсетях моряки обсуждают, что  сегодня выгоднее получить сертификат в Польше или Румынии.  Именно МА  инспектирует центры. Как вы можете это прокомментировать? 

Стоимость услуг выросла, но это  хозяйственная деятельность и мы к ней никакого отношения не имеем. Могу  сказать, что мы проводили проверку и это сейчас более-менее обоснованная  цена, которая должна быть. В международных тренажерных центрах базовый курс обучения стоит от 1000 фунтов.

Как известно, сейчас в Украине,  фактически, заблокирована выдача свидетельств моряка. С начала марта  действующие дипломно-паспортный отделы отключены от системы и не могут  выдавать свидетельства. Правда ли что они отключены по вашей устной  команде? Если это не так, то на каком основании? 

Это неправда. Паспорта и  квалификационные документы выдаются. Это истерика, которая нагоняется  теми, кто больше этим не занимается. Приезжайте в Одессу, мы покажем,  что все работает.

Ваши подразделения, по словам  моряков, документы от них получают, но не имеют бланков, чтоб выдавать  готовые документы. Правильно ли я понимаю, что бланки находятся в  дипломно-паспортных центрах, которые пока еще подчинены АМПУ?  Запрашивала ли МА у АМПУ бланки и почему вам их не передали?

Это устаревшая информация. Бланки мы забрали. Мы подключены к реестру и все выдаем… Все работает.

Финансы

Во сколько в год обходится плательщикам налогов существование МА, вы же получаете финансирование из бюджета, не так ли?

В этом году мы получили 49,2 млн грн, из  которых 37,7 млн грн - заработная плата, 8,3 млн грн - налоги на  заработную плату, 1,01 млн грн - взносы на международные организации,  212,5 тыс. грн - командировки.

Вы говорили, что планируете создать спецфонд для финансирования МА. На какой стадии сейчас это решение?

В прошлом году нас поддержали  парламентарии, чтобы у нас был специальный фонд. Если уйдем в историю,  то в свое время у нас был орган, подобный МА, который финансировался за  счет административного портового сбора. Потом он перешел в бюджет. Были  проделаны титанические усилия, чтобы вернуть обратно финансирование. Это  дает возможность нам оплачивать все международные сборы, установить  нормальный уровень заработных плат…

На сегодняшний день МА подготовлены  законопроекты, которые после их принятия, создадут механизм  финансирования на постоянной основе за счет части административного  портового сбора и части административных услуг, которые предоставляет  МА. Изменение запланированы в Бюджетный кодекс Украины, который, в свою  очередь, регулирует вопросы финансирования и распределения  вышеперечисленных денежных поступлений. Законопроект должен быть  отработан в МИУ, после чего направлен на рассмотрение и согласование во  все заинтересованные министерства и ведомства. Частично этот путь уже  пройден, сейчас идет работа с Минфином.

Вы говорили, что будете  создавать сервисные центры. Это будут подразделения МА или это будут  отдельные предприятия? Он будут государственные или частные? Какой у них  вообще будет статус и полномочия? Кому они будут подчиняться? Может ли  бизнес не пользоваться их услугами? И как в вашем уставе отражена  возможность брать деньги, за какие услуги? 

В ноябре 2018 года МА было создано  государственное предприятие "Сервисный центр морского и речного  транспорта" - "Морречсервис", с целью построения удобного сервиса для  наших граждан.

В течении 2019 года планируется открытие  центров в Одессе, Херсоне, Измаиле, Мариуполе, которые являются  структурными подразделениями "Морречсервиса". Первый сервисный центр мы  планируем открыть в мае-июне в Одессе. 


Первый сервисный центр мы планируем открыть в мае-июне в Одессе. 


Естественно, что пользование услугами  центров является добровольным. Вы можете обратиться за услугами как в  Морскую администрацию, так и в Сервисный центр. Государство дает право  выбора.

На площадке сервисного центра будут  предоставляться услуги тех предприятий, которые находятся в сфере  подчинения МА. Основная задача сервисного центра - работать для  удовлетворения клиента. У сервиса нет монопольного права на  осуществление услуг. 

Недавно вы сказали, что  не планируете брать оплату за оформление прихода/отхода судов. Но при  этом вы дали понять, что какие-то платные услуги в этом направлении  будут предоставлять сервисные центры. Как это будет работать?  

По нашим подсчетам, предприятие будет  рентабельно за счет того, что будет предоставлять различные услуги,  среди которых организационно-техническое обеспечение получение  документов для моряков, свидетельство на управление маломерным судном,  другие документы. В планах оказывать страховой сервис, консультационные  услуги в сфере морского и речного транспорта. 

Некоторые морские агенты  предостерегают, что услуги ваших сервисных центров за оформление  приходу/отхода судов будут стоить в несколько раз больше, чем сейчас? 

Нет, это абсолютно такая же услуга, как и  была в АМПУ. Она рассчитывается из тоннажа судна и, могу сказать, что  она будет дешевле, чем в АМПУ, потому что у нас нет такой нагрузки и нет  такого штата. В среднем, стоимость организационно-технического  обеспечения процедуры оформления прихода и отхода судна планируется  около 2500-3000 гривен, в зависимости от дедвейта судна.



За матеріалами видання «Центр транспортних стратегій»