Двусмысленность ситуации с капитанами морских портов, похоже, исчерпана. 14 мая 2019 приказ Министерства инфраструктуры от 18.04.2019 года № 266 вступил в силу. Этим приказом внесены изменения в Положение о капитане морского порта и службе капитана морского порта (утвержденное приказом Мининфраструктуры от 27.03.2013 № 190).
В соответствии с приказом №266, урегулирован вопрос деятельности капитанов морских портов, которые на протяжении длительного времени находились в составе ГП «Администрация морских портов Украины». В частности, теперь капитан морского порта руководит службой капитана морского порта, которая входит в состав Морской администрации. Капитан морского порта назначается на должность и освобождается от должности в соответствии с Законом Украины «О государственной службе», подчиняется Председателю Морской администрации и является государственным служащим.
Таким образом, капитаны морских портов Морской администрации, получившие служебные удостоверения 16 января 2019 года, полноценно выполняют свои задачи и функции, возложенные на них международным и национальным законодательством.
«Альтернативы реформирования нет. И примером этого является реформа капитанов морских портов. Указанным реформой впервые за много лет удалось реализовать требования законодательства по разграничению функций обеспечения безопасности мореплавания и государственного надзора (контроля) за обеспечением безопасности мореплавания, тем самым устранены прямые коррупционные риски в деятельности морских портов и капитанов морских портов. Сейчас капитан морского порта – государственный служащий, выполняющий функции, возложенные на него государством, входит в штат Морской администрации. Это тот шаг, которого международное сообщество требовало не один год», – так прокомментировал изменения в законодательстве председатель Морской администрации Дмитрий Петренко.
Напомним, ранее капитании морских портов Украины являлись структурными подразделениями Администрации морских портов Украины (АМПУ). Еще в 2017 году Советом капитанов портов было предложено организовать государственное предприятие «Служба капитанов портов», которое находилось бы в прямом подчинении ДСБТ. Такой шаг стал ответом на рекомендации Международной морской организации (IMO). Это было необходимо для того чтобы наладить качественное оказание административных услуг и устранить коррупционные риски. Кроме того, отдельное подразделение Службы капитанов портов необходимо было создать, чтобы исключить возможное влияние главы Администрации порта на капитана порта. В структуру новосозданной организации должна была войти также Инспекция по дипломированию моряков. Капитаны всех портов в декабре 2017 года написали официальное обращение, в котором просили создать «Службу капитанов портов» как можно скорее.
В ноябре 2018 года Морская администрация и Национальное агентство по вопросам государственной службы объявили Конкурс на занятие должностей капитанов 13-ти морских портов Украины. Отбор осуществлялся в три этапа: тестирование, решение ситуационных задач и собеседование. На завершающем этапе к работе комиссии подключались эксперты, которые помогали оценить подготовку кандидата, уровень его знаний и профессиональное соответствие требованиям к должности капитана порта. В ходе конкурсного отбора оценивались компетентность, знания, навыки, личные достижения, деловые и моральные качества кандидата.
После завершения конкурса и назначения шести новых капитанов портов Украины возникла двусмысленная ситуация: не совсем ясна была роль прежних капитанов и их будущее. Дмитрий Петренко в одном из интервью «Работнику моря» объяснил: «Они будут сокращены, но это не увольнение. Насколько знаю, всем предложили хорошие места в штате на других должностях. Часть людей мы заберем в сервисные центры. Одна из задач при реформировании – сохранить людской потенциал».
За матеріалами видання «Работнік моря»